
Здания формируют неповторимый облик каждого города. Нижний Новгород – не исключение. Он хранит в себе сокровища не только купеческой архитектуры XIX века, но и других исторических эпох, позволяя тем самым путешественникам во времени открыть для себя уникальные архитектурные находки. За фасадами сталинских небоскребов кроются редкие образцы монументального стиля той эпохи, а среди многоэтажек можно натолкнуться на запрятанные реликты деревянных дворянских усадеб, сохранивших дух предшествовавших времен. Даже 1990-е годы оставили свой след в виде экспериментальных постмодернистских сооружений с изысканными декоративными элементами. Таким образом, прогуливаясь старинными нижегородскими улочками, путешественник сможет мгновенно перенестись в любую историческую эпоху.
Михайло-Архангельский собор, расположенный в пределах Нижегородского Кремля, можно назвать настоящим свидетелем истории города, поскольку его история насчитывает почти 800 лет. Заложенный ещё в 1221 году из дерева, храм много раз перестраивался и приобретал каменные очертания, отстраивался после пожаров, был княжеской усыпальницей. Именно у его стен Кузьма Минин призывал собрать ополчение для освобождения Москвы. Памятник архитектуры служил музеем в советские годы, однако с 2000 года здесь вновь звучит молитва – собор вернул свое прямое назначение. Таким образом, стены этого храма хранят великую историю как самого города на Волге, так и всей Руси.
Верхне-Волжскую набережную в Нижнем Новгороде обязательно стоит посетить во время прогулки по исторической части города. Поразит захватывающий вид на Волгу с высокого берега и архитектура старинных особняков вдоль набережной. Идея создания благоустроенного бульвара здесь принадлежала императору Николаю I, впечатлившемуся видами на великую реку во время визита. Его поручение было воплощено великолепно. В советские времена набережная утратила часть очарования из-за сноса некоторых представлявших историческую ценность зданий. Однако и сейчас здесь царит особая атмосфера, за которую стоит прийти и насладиться панорамными видами.
Нижегородский художественный музей является одним из старейших в России и первых общедоступных, открыв свои двери для посетителей уже в 1896 году. На сегодняшний день музей занимает четыре исторических здания, расположенные в самом центре города. Его коллекция насчитывает более 12 тысяч экспонатов, среди которых много ценных работ мирового значения. Таким образом, любой ценитель искусства сможет насладиться шедеврами живописи, графики, скульптуры разных исторических эпох в стенах этого замечательного музея, проливающего свет на многовековую историю культуры.
Харитонов в 1993 году стал главным архитектором города. Начав свой новый путь с утверждения о том, что он не будет больше возводить коробки, в итоге сдержал слово. В бюро под его руководством разрабатывались самые необычные проекты – от «репродуктора» и «Титаника» до даже «сундука». Но скучных унылых советских коробок однозначно не было.
Здание Башни-репродуктора, сначала кажется произведением модерна начала XX века. Хотя возведено в 93. Это необычное сооружение состоит из четырех непохожих друг на друга частей. Прежде всего примечателен конусообразный купол крыши и квадратные углубления на фасаде, напоминающие сетку репродуктора и давшие название всему дому. Это одно из первых творений архитектора Харитонова в Нижнем Новгороде, предвосхитившее его дальнейший творческий подход – создавать неповторимые и нестандартные сооружения, отличные ото всего прежнего застройки города.
Одним из самых незаурядных архитектурных решений Башни-репродуктора является ее структура, состоящая из четырех разнородных объемов. Над центральным входом можно увидеть кокошник с мозаичным убранством, рядом расположена еще одна башня с куполом. Третий объем отсылает к модерну благодаря арочным окнам, а четвертый, словно заимствованный из русского зодчества – с бойницами и скатной крышей. Все эти непохожие друг на друга элементы были гармонично соединены архитектором в единое целое, позволяя обозревать множество витиеватых деталей и находящихся в их основе стилистических реминисценций.
Здание, изначально построенное в качестве офиса банка «Гарантия» в середине 90-х годов, стало одним из самых ярких произведений Харитонова и Пестова, которые были удостоены за него государственной премии. Несмотря на историческое название, сегодня здесь располагается другой банк. Местные жители окрестили его «Сундучком с замочком», что вполне оправданно: ведь округлые формы стен и интересное арочное оформление входа действительно напоминают сундук с затейливой замочной скважиной. Неординарный, запоминающийся дизайн сделал это сооружение одним из визитных карточек творчества его создателей.
Подобно «Башне-репродуктору» здание банка поражает своей сложной объемно-пространственной композицией, позволяющей бесконечно рассматривать его архитектурные хитросплетения и находить новые детали. Здесь переплелись как отсылки к оборонительной архитектуре крепостей и старорусским мотивам, так и изрядная доля иронии в деталях. Например, башня, венчающая сооружение, словно проткнута коктейльной трубочкой – атрибутом нового времени капитализма, о чем ненавязчиво напоминают авторы. Благодаря такой игре форм и стилистических реминисценций здание предстает образцом зрелого творческого почерка своих создателей.
Позднее к зданию банка был добавлен второй корпус – новаторский дом «Титаник», получивший такое название благодаря внешнему сходству со знаменитым лайнером. Поразительно контрастное соседство двух абсолютно непохожих зданий первоначально вносило некоторое замешательство. Однако этот представляющий собой строгую геометрическую форму объект был всего лишь очередным результативным воплощением креативных идей и экспериментов харитоновской архитектурной мастерской, стремившейся выходить за рамки привычного и ожидаемого.